“Иконы”

Лето 1925 года семья Батюшки проводила опять в той же деревне в Тверской губернии. Сразу после Духового дня матушка с детишками уехала в деревню, а Батюшка задержался на неделю в Москве из-за покупки Толмачами икон какой-то закрытой церкви. Иконы были привезены и наш храм некоторое время представлял из себя пеструю выставку. Каких только образов мы не получили! Так, к нашей с Верой радости, появилась икона св.муч. Веры, Надежды, Любови и Софии. Правда, не все они гармонировали с общим тоном Толмачей, потому что были не старинной иконописи, как толмачевские, а большею частию живописные, с яркими красками и современным рисунком фигур.

Некоторые иконы так и не прижились в Толмачах. Их унесли частью в алтарь, а частью устроили у задней стены Покровского придела, и они стояли там как чужие. Однако другие стали совсем родными. Прежде всего это была громадная икона Сошествия св. Духа, писанная на стекле. Ее устроили в алтаре у окна, провели освещение и скоро она стала главным украшением алтаря, его необходимой принадлежностью. Очень красиво бывало в большие праздники, когда отворялись царские врата и нашим взорам являлось ярко освещенное изображение сидящей Божией Матери и апостолов. Привилась к нам и икона Целительницы Божией Матери. Ее устроили в правом углу главного храма около иконы великомученика Пантелеимона. Очень полюбился нам прекрасный образ старинного письма тихвинской Божией Матери. Его поставили справа перед аркой, напротив иконы Знамения. Сам батюшка говорил, что не раз получал духовное утешение, молясь перед ним.

Другие иконы обычно выставлялись только на их праздник, на середину храма, причем матушка Любовь с Любовью Михайловной устраивали сложные сооружения из стульев, подсвечников, стремянок и аналоев, драпируя их пеленами, чтобы водрузить икону. Так выставлялись иконы св. Марии Магдалины, Екатерины великомуч., архистр. Михаила, арханг. Гавриила и др. В двунадесятые же праздники нашу толмачевскую икону клали на аналой посредине храма для поклонения, а новую устраивали на аналой справа, между Спасителем и св. Духом. По бокам обычно ставили две высокие тонкие вазы с цветами. Получалось очень красиво.

Вообще в Толмачах очень внимательно и любовно относились к иконам. Иконе празднуемого святого оказывали почитание, выставляли ее на середину и украшали цветами, нарядными пеленами, даже в тех случаях, когда не было полиелея. Часто случалось, что в Толмачах было не две, а даже три иконы праздника, и никогда ни одна из них не забывалась, ее снимали с обычного места, ставя на более видное, как бы приглашая помолиться около нее.

Устроив иконы, Батюшка уехал отдыхать в деревню, и они были освящены без него о. Илларионом в ближайшее воскресенье.



Поделиться:

Вера Владимировна Бородич

Vera Borodich tРодилась она в 1905 году в Москве в семье служащего. Училась в гимназии, окончила среднюю школу, Ленинградский государственный университет (факультет языкознания), аспирантуру. Вера Владимировна Бородич стала видным специалистом по славянским языкам.

Вот как вспоминает сама Вера Владимировна о том, как она стала прихожанкой Толмачевского храма:  

«Двенадцати лет стала я интересоваться религией, ходить в церковь, читать Евангелие. С шестнадцати лет ходила в храм Христа Спасителя, познакомилась с отцом Александром Хотовицким* и стала его духовной дочерью. После его ареста в 1922 году я осталась без духовного руководства, охладела к религии, однако ненадолго.

Подробнее...

Оглавление