«Коренные прихожане. Столпы толмачевские»

В заключение надо сказать несколько слов и о наших настоящих толмачевских прихожанах, которых мы видели обычно за воскресными обедами. Всегда неизменно бывал Сергей Михайлович — сапожник, маленький человечек с хохолком на голове, усердно кланявшийся не только вперед, но и назад, так что немного напоминал Ваньку-Встаньку. Он со своей супругой Марией Трофимовной были коренными толмачевскими прихожанами, очень почитавшим Батюшку. Сергей Михайлович постоянно чинил сапоги Батюшке и его семье, а сапожник он был образцовый, в высшей степени добросовестный, поставленные им подметки носились очень долго. Характерной чертой Сергея Михайловича было почитание праздников.

В праздники он никогда не работал, а обычно любил посидеть на лавочке у ворот. Так до самой смерти был он верен своему правилу и, бывало, идешь со службы по Толмачевскому переулку, а Сергей Михайлович сидит на скамеечке, и невольно вспомнишь, что сегодня, ведь, воскресенье, или еще какой-нибудь праздник. Умер Сергей Михайлович в 1934 году, проболев только одну неделю. Впереди, недалеко от Сергея Михайловича вставал горбатый прихожанин, внимательно слушавший проповедь Батюшки, рядом с ним становилась нарядно одетая барышня, кажется его дочка, подпевавшая певчим чистым голоском.

Сзади на возвышении в том приделе, где шла служба, всегда стояла Екатерина Ивановна, высокая худая дама, приводившая с собой двоих своих сыновей, из которых младший хорошенький мальчик был глухонемой, рядом с нею стояла Мария Ивановна Щеткина, седая почтенная дама, с очень узким сухим лицом и еще какая-то полная высокая дама, жившая напротив церкви, а рядом с ними Евдокия Емельяновна Сабурова, толстая крепкая старушка, мать многочисленного семейства Сабуровых, коренных прихожан толмачевских.

Ближе к середине слева стояли завсегдатаи Дарья Алексеевна и Елена Семеновна, которых матушка Любовь прозвала «столпами Толмачевскими». Высокие, крепкие, здоровые женщины, они были верными помощницами матушки в уборке. Когда ей была нужна серьезная помощь в хозяйственных делах: мыть ли окна в храме, чистить ли подсвечники, натирать ли пол, иди убираться в квартире Батюшки после ремонта, всегда призывались на помощь Дарья Алексеевна и Елена Семеновна. Они бросали для этого случая все свои дела и бескорыстно со всем усердием брались выполнять церковные послушания. Приятно было смотреть на то, как они работали, как быстро и ловко управлялись с тряпками и щетками, окна полы, подсвечники после их рук блестели каким-то особенно веселым блеском. Они очень любили Батюшку и всегда приходили в наш храм, терпеливо выстаивали долгие службы.

И особенно приятно было смотреть на Елену Семеновну, стоявшую впереди меня. Она всегда стояла прямо, как свеча и истово кланялась и крестилась. Как бы длинна ни была служба, я никогда не видела, чтобы она сошла со своего места раньше времени. Рядом с ними стояли другие толмачевские женщины: Паша, Поля, толстая Евлампия, маленькая худенькая старушка в синей кофте с бархатными обшлагами, она ходила ко всем службам и всегда плакала, когда Батюшка говорил слово, хотя она вряд ли что-нибудь понимала из Батюшкиных проповедей, потому что была глухая, и, наконец Мария Трофимовна — жена Сергея Михайловича сапожника, тоже очень любившая слушать Батюшку. На возвышении у бокового иконостаса слева было место Марии Ивановны Новиковой, сестры Сергея Васильевича Новикова, маленькой толстой старушки, тут же стояла Анна Николаевна Черемисова и Зоя.

Около певчих вставали прихожане, желавшие петь. Паша-любимица Лидии Григорьевны, какая-то женщина в бархатной шубе и сером вязаном платке, зимой повязанном низко до самых глаз и в пестром шарфе, точно также повязанном летом. Она пела тихо, но иногда довольно заметно фальшивила.

Посреди церкви стоял так называемый «моряк», человек в морской форме, он громко, нисколько не стесняясь, подпевал за певчими все, что пели они, довольно резким тенором, причем подчас заглушая их голоса… тут же немного ближе к стене, вставал так называемый «инженер», мужчина с большой бородой, который не был инженером, а только учился на инженера, потом человек «с головкой на бочке», как прозвала его матушка Любовь, за то, что она всегда, когда молился, наклонял голову на бок. Иногда появлялись два почтальона, один с окладистой бородой, мужчина почтенного вида, другой — худенький маленький старичок.



Поделиться:

Вера Владимировна Бородич

Vera Borodich tРодилась она в 1905 году в Москве в семье служащего. Училась в гимназии, окончила среднюю школу, Ленинградский государственный университет (факультет языкознания), аспирантуру. Вера Владимировна Бородич стала видным специалистом по славянским языкам.

Вот как вспоминает сама Вера Владимировна о том, как она стала прихожанкой Толмачевского храма:  

«Двенадцати лет стала я интересоваться религией, ходить в церковь, читать Евангелие. С шестнадцати лет ходила в храм Христа Спасителя, познакомилась с отцом Александром Хотовицким* и стала его духовной дочерью. После его ареста в 1922 году я осталась без духовного руководства, охладела к религии, однако ненадолго.

Подробнее...

Оглавление