“Уроки богословия”

Когда я окончила Университет, Батюшка еще в Ленинград написал письмо, в котором предлагал мне, пока я не устроюсь на работу, заняться богословием под его руководством. Когда же я вернулась домой и стала просить у Батюшки книг для начала занятий, он не дал мне их, так как имел намерение открыть Духовную академию в Толмачах, т. е. выбрать из толмачевцев наиболее молодых и способных для учения и начать с ними систематические занятия по богословию.

Первое организационное собрание было назначено на 1-е ноября. В воскресенье, после вечерни. Это собрание было довольно своеобразно по своему составу. Здесь были более молодые толмачевцы: Марина, Мария Николаевна, Мария Ивановна, Вера Рыковская, я и некоторые другие, но такие завсегдатаи, как Екатерина Васильевна и Юлия Васильевна не были позваны. После молитвы все сели за длинный обеденный стол, Батюшка вытащил из шкафа целую кипу книг и открыл собрание своим словом о том, что он подразумевает под занятиями богословием, т. е. какие он ставит планы и цели этих занятий. Конечно, планы были обширны и заманчивы (Батюшка любил помечтать). Занятия должны были начаться с самых корней и основ богословия — с Библии. «Ее Вы дожны прочитать непременно, это первое, что требуется от Вас, — говорил Батюшка, — и не только прочитать, но и ознакомиться с тем, что пишут о Библии, узнать историю текста, историю жизни богоизбранного народа».

Книги были разданы по рукам и предложено было выбрать каждому по своему вкусу. Но мы предоставили право выбора Батюшке, и он тут же распределил книги. Я получила книгу И.Соловьева «О чтении Библии», немного меня разочаровавшую. Я ожидала чего-нибудь ученого, основательного, а получила небольшое руководство, написанное благочестивым языком. Полученные книжки мы должны были прочитать к следующему собранию, которое назначалось через две недели. Вообще, по плану Батюшки, эти собрания должны были носить характер экзаменов. Мы должны были отчитываться в том, что мы за это время сделали. Я рьяно взялась за новую учебу, посвящая ей три дня в неделю. Однако, собрание через две недели не состоялось, да вообще больше не было ни одного собрания. Пыл Батюшки скоро поутих, потому что он увидел, как нелегко было подвигнуть на учебу занятых толмачевцев… У многих учение не пошло дальше этой первой книжки, пролежавшей у них долгое время и недочитанной возвращенной Батюшке. Некоторые прочитали всю Библию, другие — только половину, а третьи — еще меньше. Дольше других держались Марина и Мария Николаевна, но их занятия состояли в простом прочитывании книг, которые давал им Батюшка; лишь я одна, самая свободная из всех, со всем усердием взялась за новую учебу.

Попытки заниматься богословием сыграли свою роль. Батюшка, сам заинтересовавшись Библией, заразил и толмачевцев интересом к ней. Так читали Библию Екатерина Васильвна, Юлия Васильевна, Зоя и даже Пелагея Софроновна, старушка, у которой была необыкновенно молодая душа. Она живо откликнулась на призыв Батюшки и не только прочитала всю Библию с толкованием, но и дальше продолжала свои занятия и даже начала заниматься греческим языком. Что касается меня, то я скоро одолела учебник Соловьева и прочитала попутно с ним почти весь Ветхий Завет. Я надеялась, что Батюшка даст мне теперь что-нибудь посерьезнее, но Батюшка опять дал мне семинарский учебник. На мои возражения и просьбы, он отвечал только: ты должна сперва поучиться в семинарии, а потом уже перейдешь в духовную Академию. Наконец, после Рождества, получила я книжку Юнгерова по исагогике (введение в изучение св. Писания), ставшую для меня целым откровением.



Поделиться:

Вера Владимировна Бородич

Vera Borodich tРодилась она в 1905 году в Москве в семье служащего. Училась в гимназии, окончила среднюю школу, Ленинградский государственный университет (факультет языкознания), аспирантуру. Вера Владимировна Бородич стала видным специалистом по славянским языкам.

Вот как вспоминает сама Вера Владимировна о том, как она стала прихожанкой Толмачевского храма:  

«Двенадцати лет стала я интересоваться религией, ходить в церковь, читать Евангелие. С шестнадцати лет ходила в храм Христа Спасителя, познакомилась с отцом Александром Хотовицким* и стала его духовной дочерью. После его ареста в 1922 году я осталась без духовного руководства, охладела к религии, однако ненадолго.

Подробнее...

Оглавление