Часть 1. Москва. 3-4 октября 1993 года. "Пресвятая Богородица, спаси нас!"

В. Н. Волохов, "Муниципальная милиция в РФ", Раздел III

Особое место в истории муниципальной милиции Москвы и в моей жизни занимают события осени 1993 г., поставившие нашу страну на край пропасти гражданской войны. Они удивительным образом напоминают ситуацию, сложившуюся в Русском государстве в начале XVII в., когда страна была охвачена повсеместными и разрушительными процессами.

Смута началась с того, что со смертью царя Федора Ивановича в 1598 г. пресеклась династия московских государей Рюриковичей. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Боярство, недовольное политикой нового царя, по сути, развязало гражданскую войну. Начались волнения, которые постепенно переросли в страшные события, потрясшие государство. Кровавая междоусобица охватила многие русские земли. В смуту были втянуты все сословия: бояре, дворяне, казаки, крестьяне, посадские люди и т. д. Бандитские шайки, появившиеся в результате безвластия в огромном числе, грабили и терзали народ.

Воспользовавшись междоусобными распрями, на нашу землю вторглись иноземные захватчики. Их целью стало разрушение Русского государства, присоединение исконно русских земель к Польше. Дело дошло до того, что на московский престол был приглашен польский королевич Владислав, воцарение которого способствовало бы гибели Русского государства, без того уже обескровленного и отброшенного на целую сотню лет в прошлое.

Русская православная церковь, ее патриархи возглавили борьбу за прекращение междоусобицы и изгнание с русской земли иноземных захватчиков. Видный церковный историк архиепископ Филарет так писал об этом: «Патриаршество явилось в Церкви русской в такое именно время, когда власть Патриарха все более могла быть полезной для Церкви и Отечества. Разумеем страшное время самозванцев, когда в волнах безначалия и чужеземной власти совсем готова была погибнуть Россия и когда личность Патриарха, пользовавшегося самым высоким уважением в России, почти одна направляла действия народа к спасению России».

Вот как об этом говорится в фундаментальном труде Н. Д. Тальберга «История Русской Церкви»: «Патриарх Иов, понимавший, какая опасность грозит от Польши церкви и государству, как только дошел до Москвы слух о появлении самозванца, со всей твердостью восстал против него и употреблял все средства остановить зло в самом начале. Он посылал грамоты в Польшу и в разные места России с увещанием не верить Лжедмитрию, предал его анафеме, велел во всех церквах читать особую грамоту о прежней жизни Отрепьева и предавал проклятию всех, кто будет стоять за него… Бояре, единомышленники приближавшегося к Москве самозванца, принесли ему присягу. Тщетно патриарх Иов обличал их в Успенском соборе. Сторонники Лжедмитрия вторглись в храм и совлекли с Иова святительские одежды. Патриарх, сложив с себя панагию к образу Владычицы (Владимирской иконы Божией Матери. — Авт.), с твердостью произнес: «Владычице Богородице! Здесь возложена на меня панагия святительская, с нею исправлял я слово Сына Твоего и Бога нашего и 18 лет хранил целость веры. Ныне ради грехов наших, как вижу, бедствует царство, обман и ересь торжествуют. Спаси и утверди православие молитвами к Сыну Твоему!»

После смерти Иова патриархом был избран митрополит Казанский Гермоген. Он продолжал священную борьбу со смутой и иноземными захватчиками. Именно Патриарх Гермоген благословил русских людей на создание народного ополчения. В декабре 1610 г. он стал рассылать грамоты по городам, в которых призывал собираться ратным людям и идти «к Москве на литовских людей». Народ так говорил о нем: «…Святейший Патриарх Гермоген стал за православную веру неизменно и, не убоясь смерти, призвавши всех православных христиан, говорил и укрепил, за православную веру всем велел стоять…»

Враги схватили Патриарха Гермогена и заключили под стражу. Даже из плена он сумел обратиться к нижегородцам с призывом быть во главе «ополчающихся за Родину, приказывал посылать во все города послов и говорить везде от его патриаршего имени». Так Нижний Новгород стал центром народного ополчения. Патриарх Гермоген мученически скончался в плену от голодной смерти 17 февраля 1612 г.

Прекращение кровавой междоусобицы, изгнание иноземных захватчиков и в конечном итоге спасение Русского государства в который раз было связано неразрывными духовными узами с Владимирской иконой Божией Матери. Вновь обращаюсь к страницам «Истории Русской Церкви» Н. Д. Тальберга: «27 ноября 1612 года Нижегородское ополчение, пополненное за год коломничанами, рязанцами, из „украинских“ (пограничных с Речью Посполитой) городов, костромичами, ярославцами, казанцами и др., от церкви Иоанна Милостивого на Арбате и казаки от храма Казанской Богородицы за Покровскими воротами двинулись двумя крестными ходами в Китай-город в сопровождении всех московских людей. Оба крестных хода сошлись на Красной площади у Лобного места, где архимандрит Дионисий начал служить молебен. В это время из Кремля показался третий крестный ход, выходивший через Спасские ворота. Архиепископ Архангельский Арсений… с кремлевским духовенством вынесли икону Владимирской Божией Матери. При виде ее чудотворного лика многие не удержались от радостных слез…»

На Красной площади перед Владимирской иконой Божией Матери духовенство, ратные люди и простые жители Москвы возносили молитву Пресвятой Богородице и ее Сыну Богу с благодарностью за окончательное избавление Русского государства от междоусобицы, иноземного нашествия и за единение народа.

Крепкие национальные и религиозные корни спасли Россию. Народ сплотился вокруг патриотических сил. О сохранении и возрождении государства проходили молебны во всех православных храмах. Смутное время окончилось со вступлением на московский престол в 1613 г. первого царя новой династии — Романовых — Михаила.

Но вернемся в 1990-е гг. 21 сентября 1993 г. Борис Ельцин подписал Указ № 1400, в соответствии с которым Верховный Совет и съезд народных депутатов Российской Федерации распускались. Прекращалось осуществление ими законодательной, распорядительной и контрольной функций. Всем уровням власти предписывалось руководствоваться только указами Президента и распоряжениями Правительства.

Руководство Верховного Совета Российской Федерации решило сопротивляться. Председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов подписал постановление об отрешении Б. Н. Ельцина от должности Президента России. Исполняющим обязанности президента был избран А. В. Руцкой. Вокруг Белого дома, где располагался Верховный Совет, стали собираться его защитники. Сторонники Ельцина сконцентрировались в здании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). На крыше гостиницы «Мир», напротив Белого дома, они установили громкоговоритель, откуда постоянно шли сообщения и раздавались угрозы неминуемой и суровой расправы с защитниками Верховного Совета. К Белому дому были стянуты значительные силы спецназа, подразделений МВД. Напряженность в столице не то что с каждым днем, а с каждым часом нарастала.

Я постоянно получал информацию от автопатрулей муниципальной милиции о скоплениях людей на улицах города, о их настроениях. Меня предупреждали о том, что Москва постепенно превращается в бочку с порохом и от любой искры может произойти взрыв огромной силы.

Моя задача, в то время командира муниципального милицейского подразделения, была не дать вовлечь своих сотрудников в разгорающийся конфликт, не пойти против своих сограждан. Команд «сверху» мы получали предостаточно, и возможностей попасть в мясорубку истории было немало. Телефон в кабинете на Баррикадной улице много раз связывал меня не только с прямыми начальниками с Петровки и Житной, но и с теми, кто тогда был в Белом доме — Панкратовым, Огородниковым, Руцким, Дунаевым. Постоянно шли команды: подбросить бойцов на тот или иной напряженный участок. Но мои подчиненные стояли на охране правопорядка в городе, тогда как другие милицейские подразделения были задействованы у Белого дома. «Муниципалы» взяли под защиту Мэрию на Тверской,13, несли дежурство в округах, помогали префектам.

Однажды ночью — а у нас тогда было казарменное положение, то есть мы находились безвыездно на рабочем месте, — мне позвонили коллеги из Краснопресненского УВД и попросили срочной помощи. А случилось вот что: группа неустановленных лиц напала на забаррикадированную дежурную часть и попыталась изъять оружие и боеприпасы. Не задумываясь, я направил свой резерв на помощь коллегам. Успели мы вовремя.

Вспоминая те события, я с большим удовлетворением отмечаю, что ни один мой сотрудник не выпустил ни одной пули в сторону своих сограждан.
Но особая гордость пронизывает меня за выполнение поручения Святейшего Патриарха Алексия II. Остро чувствуя напряженность того времени, Патриарх горячо молился, просил Господа Бога не допустить гражданской войны. Обращаясь к противоборствующим сторонам, он призывал всех — и тех, кто находился в Белом доме, и кто собрался вокруг него — к примирению.

Однако слова Патриарха не были услышаны Борисом Ельциным. В час ночи 4 октября он приехал в Министерство обороны и поставил перед военными боевую задачу — штурмовать Белый дом. К рассвету к зданию были подтянуты 185 единиц боевой техники Кантемировской танковой и Таманской мотострелковой дивизий. Страшное кровопролитие становилось неизбежным. Развязка наступила около 7 часов утра: по защитникам баррикад, которые окружали по периметру все здание, был открыт автоматный огонь. В 10 часов начался обстрел из орудий тяжелых танков Т-80. Огонь велся с расстояния 500 метров. Танки стояли в линию поперек Калининского моста и вдоль набережной Москвы-реки.

В эти трагические минуты со мной связались начальник Государственно-правового управления Мэрии Москвы С. Е. Донцов, а затем патриарх Алексий II. Патриарх попросил меня привезти Владимирскую икону Божией Матери из Третьяковской галереи в Богоявленский собор в Елохове, чтобы там провести молебен о мире и согласии. Для того, чтобы лучше представить цель и смысл этой акции, позволю себе более обстоятельно рассказать о самой иконе. Этот исторический экскурс, по моему глубокому убеждению, крайне важен в наше непростое время, полное общественных противоречий, социальных и межнациональных конфликтов и пока еще, слава Богу, мирного противостояния разных политических партий, движений и объединений. Исторический опыт учит: при принятии стратегических решений прежде всего надо обратиться в прошлое, сопоставить его с настоящим и будущим.



Поделиться: