Лице Спасителя мертвенно-бледное, брови почти прямые, глаза и уста слегка полуоткрыты, голова немного наклонена и почти лежит на правом плече, руки распростерты прямо, длани открыты во всю длину.
Все краски на Кресте так темны, что черты лица можно хо¬рошо рассмотреть только при сильном солнечном или огненном освещении, и то отнявши слюду, которою он весь покрыт. Возоб¬новить же и оживить несколько краски не решаются по совету блаженной памяти Высокопреосвященнейшего Филарета, и по¬тому Крест святой сохраняется в том первобытном виде, в каком он явился. Весь Крест, кроме тела Спасителя, обложен серебром. Длина Креста три аршина 12 вершков, а широта под руками два аршина 10 вершков.
Древних записей о чудесном явлении св. Креста и о чудесах, бывших от него в прошедшие века, никаких не сохранилось. Если и имеются у немногих из жителей какие записи, то все они не вос-ходят далее двухсот лет и написаны или со слов - по преданию, или списаны с других рукописей, но тоже не сохранившихся до нашего времени, хотя во всех рукописях упоминается один и тот же год явления Креста 1291, в седьмую пятницу после Пасхи, а жители, по преданию, единогласно указывают и на то место, где он явился, и на чудесное прозрение слепорожденной девицы, ко¬торая первою увидела необыкновенный свет от новоявленного Креста Господня.
Причина, почему никакие древние записи о Кресте не со¬хранились, будет очень понятна и естественна, если обратим внимание на тс многочисленные и страшные бедствия, опусто¬шения и пожары, которые город Дмитров претерпел во время междоусобных войн удельных русских князей, нашествия Литвы и опустошительных набегов ханов Золотой Орды. <...>
Из исторических памятников, свидетельствующих о глубо¬кой древности Чудотворного Креста, можно только указать на соборный храм, на южной и северной лицевых сторонах кото¬рого, под самым верхним карнизом, вделаны в стенах из израз¬цовых облицованных кирпичей выпуклые изображения Креста, совершенно одинакового вида и формы с Чудотворным Крестом; а семиконечная форма сего Креста, с усеченными углами сре¬динной поперечины, едва ли не единственная в своем роде, и о подражании какому-либо другому кресту в сем случае не может быть и речи. Собор же Дмитровский построен около 400 лет то¬му назад. О нем уже упоминается в духовной грамоте Князя Дими¬трия Иоанновича, внука Иоанна III, племянника Великого Князя Василия Иоанновича. Грамота писана около 1509 года в темнице, куда был заключен несчастный князь своим же дедом в 1502 году, где он и умер в 1509 г.
В древней описи 1523 года церквей города Дмитрова вто¬рично упоминается об Успенском соборе как здании каменном: «В городовой описи церкви: 1) Успения, да придел Великому¬ченика Георгия - каменные; 2) Воздвижения Креста Господня, и 3) Великомученика Димитрия, - упраздненные», говорится в опи¬си. Построение же собора с большою достоверностью можно приписать Георгию Иоанновичу, сыну Иоанна III, который око¬ло тридцати лет (1504-1533) был удельным Князем Дмитров¬ским и обладал высокими нравственными качествами души, любил Дмитров, долго жил в нем и был горячо любим дмитровцами. Почему он не мог не озаботиться построением хорошего каменного храма в своем любимом княжестве, особенно для та¬кой великой святыни, как Чудотворный Крест, который, вероят¬но, и находился прежде в деревянном храме Воздвижения, вы-строенном нарочно в честь Креста вскоре после его явления. Ко¬гда же храм обветшал и был упразднен, Святой Крест перенесен уже в новый каменный собор, где и устроен был в честь его при-дел Воздвижения. К такому же заключению о личности храмозда¬теля приводит и легкость и изящество постройки собора, како¬вая могла быть не ранее того времени, когда отец его Иоанн III вызвал итальянских художников в Москву и стал украшать свою столицу красивыми каменными зданиями, как, например, по¬строенный им Московский Успенский собор. Добрый пример от¬ца не мог остаться без воздействия на благочестивого сына его Георгия, и он, вероятно, поспешил воспользоваться искусством итальянских художников.
Итак, за недостатком исторических данных, в повествовании о чудесном явлении святого Креста и о чудесах, бывших от него, остается критически пользоваться одними устными преданиями, которые неизменно передаются из рода в род, и теми сравнительно недавними записями, которые имеются под руками.
Предание говорит, что святой Крест явился в 1291 году, в седьмую пятницу после Пасхи; следовательно, в княжение Димитрия Александровича, сына святого Александра Невского, при следующих обстоятельствах: слепая от рождения девица, купаясь в реке - Старой Яхроме, едва погрузившись в воду, внезапно прозрела. Пораженная необыкновенным светом и совершившимся над нею чудом, она от радости закричала.
На ее крик сбежался народ и монахи из прежде бывшего Никитского монастыря, стоявшего в нескольких саженях от реки Яхромы и места чудесного происшествия. (Монастырь упразднён в последнем десятилетии XVIII столетия указом Императора Павла I.) Собравшиеся увидели, что против течения реки тихо плывет большой деревянный Крест и останавливается в реки. Новоявленный чудотворный Крест с честию взят был в монастырь, и о явлении его донесено было высшему епархиальному начальству. Но по усиленной просьбе граждан города Дмитрова Крест перенесен был в соборный храм, как центральное место в городе и потому более удобное для посещения богомольцев, с обещанием выстроить особый храм в честь Воздвижения Креста Господня, что и было исполнено. Храм сей, по древней описи, существовал до 1520 года, ибо в 1523 году он значится в ней как уже упраздненный. К тому же заключению приводит и то, что монастырь Никитский находился за городом и пути к нему были до того грязны и неудобны, что временами сообщение города с ним вовсе прекращалось, особенно во время разлива рек, что нередко случается и доныне. В память же обретения святого Креста, при участии всего городского духовенства и множества богомольцев, ежегодно, в седьмую пятницу после Пасхи, совершается торжественный крестный ход с Чудотворным Крестом в Преображенскую церковь, стоящую на месте упраздненного монастыря, откуда по совершении Литургии возвращается обратно в собор.
Благоговейное усердие и великую веру в чудотворную силу Креста имеют не только жители города Дмитрова, но и жители всех селений как Дмитровского уезда, так и других уездов, и все те, кто знает о существовании такого чудотворного Креста. Во время крестных хождений нельзя без умиления смотреть на то, как сотни и тысячи людей всякого возраста вереницею, один за другим, со слезами и умиленным взором падают перед Крестом на землю, чтобы несущие пронесли над ними святой Крест и они через то могли получить освящающую и исцеляющую благодать Господа. И чудодейственная спасительная сила Креста Господня неоскудно изливается на всех, с верою и смирением прибегающих к нему.
Хождение со святым Крестом по домам, в городе и уезде, прежде совершалось не очень часто и далеко; но когда от многих лиц и целых обществ поступили прошения к Высокопреосвященнейшему Филарету разрешить им беспрепятственно принимать Крест в своих домах и селениях, то он в своей резолюции изволил разрешить: «всякому благочестивому требованию удовлетворять беспрепятственно». Круг хождения с каждым годом стал настолько увеличиваться и расширяться, что недостаёт уже времени и возможности удовлетворять всех просителей, хотя хождение со святым Крестом начинается всегда после третьего дня Пасхи и непрерывно продолжается до глубокой осени, когда хождение делается уже трудным и неудобным.
И такое постоянно возрастающее благоговейное усердие к святому Кресту не без причины. А причина та, что сам народ нередко бывает свидетелем тех славных чудес, в которых наглядно и убедительно проявляется чудодейственная благодатная сила Животворящего Креста. И молва народная об этих чудесах, распространяясь, как могучая волна морская, достигла многих отдалённых городов, куда уже немало разослано из собора не только литографированных копий с Креста, но и больших копий на древе во всю меру Чудотворного Креста.
В ближайших же к городу сёлах такие копии имеются едва ли не в каждом храме. Нижеизлагаемые сказания о чудесах, совершившихся силою Честного и Животворящего Креста Господня, были прежде отпечатаны на картине, разошедшейся в народе в нескольких тысячах экземплярах.
1.В 1824 году привезена была из Москвы в город Дмитров купеческая жена Параскева Алексеевна Бабкина, которая долгое время страдала сильными конвульсивными припадками, тоскою и бешенством. Все родные и знакомые считали ее одержимою злым духом. С усилием привели ее в собор, где отслужен был Животворящему Кресту молебен с водосвятием. Когда окропили ее святою водою и дали в рот несколько капель, больная как бы замерла на некоторое время, а когда очнулась, почувствовала себя совершенно здоровою. В благодарение Спасителю и в память своего исцеления она устроила серебряный крест, украшенный хорошими стразами, который и висит всегда на Чудотворном Кресте.
2. В 1834 году, 6 августа, в городе Дмитрове был сильный пожар, горели дома, стоящие очень близко от торговых городских рядов. Огонь угрожал истребить все лавки торговые, а с ними и все средства к жизни граждан. Ближайшие к пожару лавки уже не раз загорались: ибо ветер с силою дул прямо на ряды. Общее бедствие было неизбежно, воды было мало, пожарные инструменты и трубы оказались в самом плачевном состоянии: одна надежда оставалась на помощь Божию, и потому тотчас же послали за Чудотворным Крестом. Едва Крест показался на земляном валу, которым обнесен собор, и началось молебное пение, и едва взоры и сердца с воплем и со слезами устремились к Небесному Избавителю, как направление ветра совершенно изменилось; ветер с большею против прежнего силою подул совершенно в противоположную сторону,где не было домов, и пожар вскоре прекратился. Благодарные граждане на память потомству о таком чудесном спасении от пожара установили на все времена ежегодно, в день Преображения Господня, обносить вокруг всех торговых рядов Чудотворный Крест в крестном ходе и при участии всего городского духовенства, что свято доселе и исполняется.
3. Девица Бунина, дочь помещика Александровского уезда, долго страдала глазною болезнью и наконец вовсе лишилась зрения, несмотря на все испытанные ею врачебные средства. В таком плачевном и безнадежном состоянии она прибегла к благодатной силе Чудотворного Креста.
Излив скорбь свою в слезной молитве и омыв с верою ослепшие очи стекшею со святого Креста водою, слепая девица стала немного видеть и, продолжая омывать глаза тою же святою водою, совершенно выздоровела. Чудо сие своевременно удостоверено было родителями девицы Буниной, городовым врачом Андреем Архангельским и Соборным причтом. 1874 году девица Бунина опять приходила в собор вместе со своею матерью, служила молебен Кресту Господню, и обе клятвенно подтвердили действительность бывшего чудесного исцеления ключарю собора священнику Павлу Богоявленскому.
4. В 1868 году дворянка лютеранского исповедания М. долгое время лежала в московской больнице (Горихвостова) в числе неизлечимых больных; летом прибыла в город Дмитров и бывшему ключарю собора священнику Богоявленскому с клятвою рассказала следующее: «Ночью я видела в больнице сон: вхожу я, будто, на высокую гору и, спустившись с нее в долину, вижу перед собою
большой храм; вхожу в этот храм и в нем вижу большой Крест Господень. Проснувшись после этого сна, я подумала о нем немного и опять заснула. Во сне я вторично вижу тот же Крест и уже не в храме, а в каком-то доме и вместе с ним видела большую икону Божией Матери. Утром, когда я со всеми подробностями рассказывала виденные мною сны другим бывшим со мною больным, в
числе их оказалась одна урожденная из города Дмитрова. Сама же я не только никогда не бывала в городе Дмитрове, но и не слыхала даже, что есть такой город в Московской губернии, так как сама я из Рижской губернии. Женщина же та, выслушав мой рас-
сказ, сказала: "Вы, барыня, видели во сне Дмитровский собор, в
котором действительно находится Чудотворный Крест". Расспросив ее обо всем подробно, я в то же время дала обещание непременно съездить в город Дмитров па поклонение святому Кресту.
Прибывши сюда в Дмитров, я сильно была поражена тем, что в действительности увидела все то, что видела и во сне: сон вполне сбылся наяву». По окончании утрени, после молебна с акафистом
Животворящему Кресту, больная, приложившись к нему, тут же почувствовала облегчение своей болезни и настолько укрепилась в своих силах, что уже без труда сопровождала Чудотворный Крест в тот дом, куда соборный причт носил его вместе с другими иконами. Увидев дом, куда был принесен Крест, и икону Богоматери «Всех скорбящих Радость», больная тут же пред всеми заявила священнику Богоявленскому, что «именно этот дом и эту самую
икону вместе с Крестом она видела во сне». Получив великое облегчение от болезни, она отправилась в Москву и выписалась из больницы неизлечимых, а на
следующий год опять приезжала в Дмитров помолиться Кресту и на сей раз уехала
почти здоровою. При сем случае священник Богоявленский внушал ей, что Господь медлит даровать ей совершенное исцеление от недугов потому, что ожидает
от нее самой исправления в ее неправоверии и принятия ею Православия, и что явленная над нею неизреченная милость Божия и чудесные сновидения явно указуют
ей путь к сему. Если же она не последует такому небесному вразумлению, то последняя для нее будет горше первого.
5. В 1870 году могилевский мещанин Антон Петрович Любич после исповеди и
Святого Причащения Тела и Крови Христовых в соборном храме пред протоиереем Георгием Добронравовым, священником Богоявленским и пред всеми членами причта клятвенно свидетельствовал, что благодатною силою Животворящего Креста Господня он исцелился от глазной
болезни. Он так рассказывал о себе: «Лицо и глаза мои были сильно опалены огнем; это случилось оттого, что в Рождественские Святки я вместе с другими рядился, и у меня на лице привешена была
длинная борода из сухого льна. По неосторожности один из участников этого беззаконного веселия поджег мне накладную бороду, и моментально вспыхнувшим пламенем сильно обожгло мне все лицо и глаза. В московской больнице раны на лице были залечены, но глазами видеть я не мог. Я лишился совершенно зрения, несмотря на всё старание и искусство докторов, ко многим из которых
я обращался и по выходе моем из больницы. Все они единогласно признавали зрение мое утраченным навсегда. Находясь в таком безотрадном состоянии, я узнал о чудотворной силе сего
Креста Господня. С полной верою и надеждою на помощь Божию я поспешил в г. Дмитров и здесь в соборном храме, после усердной молитвы, взял масла из лампады, висящей пред Крестом Господним, стал мазать свои ослепшие глаза и на третий день после своего прибытия в г. Дмитров стал видеть так, как вы видите меня сейчас». Протоиерей Добронравов и священник Богоявленский, свидетельствуя о сем чуде, по священству уверяли, что на глазах и признаков не осталось, по которым бы можно было заключать, что мещанин Любич страдал когда-нибудь слепотою или
другою какою глазною болезнью.
В заключение же сего, во славу Распятого Господа и Его Чудотворного Креста, сообщаем назидательный рассказ г-жи А., извлеченный из журнала «Душеполезное чтение» за июнь месяц 1886
года, под заглавием: «Случайно ли?»
«В жизни человеческой часто происходят события, непредвиденные для разума и неожиданные для глубокого соображения. Не умея объяснить происхождения таких событий, мы часто называем их случайными, как будто для христианина, верующего в непрестанное и повсеместное попечение Божие о человеке, в провидение Божественное, может существовать случай. Иногда такие непредвиденные события имеют важное влияние на всю нашу последующую жизнь, иногда они неожиданно разрушают планы наши, основательно задуманные и тщательно приводимые к исполнению; иногда они представляют удовлетворение нашим задушевным желаниям тогда, когда мы уже потеряли всякую надежду на достижение нашей цели. Неужели все это случайно? Неужели во всем этом нельзя видеть чью-то высшую волю, которая непостижимым для пас образом отвлекает нас от зла и руководит ко благу, хотя мы, по близорукости нашего разума, иногда не видим зла во зле и блага во благе? Чем чаще и глубже христианин будет всматриваться в соплетение событий, составляющих нашу жизнь, в их причины и следствия, тем яснее увидит он управляющую этими событиями руку Божию, и всегда ко благу нашему.
В доказательство моей мысли расскажу об одном событии в моей жизни. В 188... году [автор не помнит точно дату] муж мой был назначен начальником учебной дирекции в город Лодзь Петроковской губернии. С грустью последовала я за ним со своей семьей в эту неприветливую иноверную сторону, предчувствуя здесь многие скорби для такого семейства, которое и по вере, и по убеждениям, и по всем привычкам заслуживало название «москаля» по преимуществу в глазах поляков и немцев, населявших Лодзь. Предчувствие меня не обмануло; но Господь Защитник живота нашего спас меня от отчаяния и вложил мне мысль послужить во славу Его Святого имени и на пользу наших православных братий в этой чужой стороне. В городе Лодзи много богатых купцов из немцев и евреев, и вот они, по каким-то соображениям, вздумали построить в этом городе православную церковь во имя Святого Александра Невского, покровителя нашего покойного Царя-освободителя и ныне благополучно царствующего Государя Императора. Явилась у меня мысль пожертвовать для церкви Святой Крест, но такой, который и своим большим размером и живописью был бы верною копией того Животворящего Креста, который находится в соборе в городе Дмитрове Московской губернии, на моей родине, и который я привыкла с малолетства чествовать. Но как перенести святые православные предания детства на далекую иноверную окраину нашей матушки-России? Как сделать снимок (копию) с Дмитровского Креста при тех скудных средствах, которыми я располагала, без родственных связей и даже без знакомства с кем-либо из давно оставленного мною родного города? Нужно было много непосильных для меня материальных средств, чтобы найти художника, который сделал бы желаемый снимок; нужны были и люди, которые на месте оценили бы достоинство работы и сходство копии с подлинником и которые доставили бы этот снимок в город Лодзь. Не находя возможности обойтись в этом деле без посторонней помощи, я решилась было обратиться за сбором на приобретение Святого Креста к обществу иноверному, полагая, что в нем тоже христиане, которые чтут Святой Крест, и к живущим среди них русским православным людям, которые, может быть, будут мне сочувствовать; но сборы, как мне сказали, были запрещены или обставлены такими затруднительными формальностями, которых я была не в силах преодолеть. Что было делать? Казалось невозможным осуществить мое пламенное желание водрузить святой Крест в том виде, в каком я привыкла его чтить, и в храме для тех людей, которые сами несут крест, подвергаясь тяжелым лишениям на чужой стороне; но, несмотря на все препятствия к исполнению моего желания, самое желание мое не только не ослабевало, но еще усиливалось от всех этих затруднений.
В таком возбужденном состоянии отправилась я с мужем в Москву посоветоваться с добрыми людьми и попытаться сделать что в силах для осуществления своей заветной мысли. Нужно заметить, что мои знакомые и даже муж не разделяли моего желания иметь снимок с Чудотворного Креста Дмитровского по причине тех затруднений, которые при этом представлялись. Муж одобряя мое желание поставить Крест в новостроящейся церкви, был того мнения, что всякое иное изображение святого Креста могло бы удовлетворить моей душевной потребности.
Другие люди еще меньше того мне сочувствовали. Говорю это не
в осуждение разномыслящих со мной, но для того, чтобы показать, что я со своим желанием иметь снимок с Чудотворного Дмитровского Креста оставалась одинокою и приобретение оного
могло быть делом единственно одних моих слабых сил и
к тому средств. В Москве также мне советовали отложить исполнение моего желания до более благоприятного времени, то есть до тех пор, пока соберусь со средствами. Казалось, не оставалось
никакой надежды на приобретение верной копии со святого Креста, и вот, чтобы получить хотя какое-нибудь утешение в своем горе, мы отправились уже перед отъездом из Москвы к нашему доб-
рому знакомому священнику Введенской церкви, что на Лубянке, отцу Николаю. Я рассказала ему о своем горе, и о безуспешном старании получить позволение начать общественный сбор в
пользу Лодзинской церкви, и о неимении средств приобрести снимок с Чудотворного Дмитровского Креста.
Отец Николай сочувствуя моему горю, старался утешить меня и советовал оставить намерение приобрести снимок с Дмитровского Креста, а удовлетвориться Крестом таких больших размеров, как Дмитровский, но другого рисунка. «Да вот чего лучше, - сказал добрый батюшка, - возьмите из нашей церкви Крест, который, при полном обновлении икон иконостаса по случаю возобновления и расширения всей церкви, заменен новым. Он у нас стоит в ризнице, и
мне, признаюсь, самому грустно оставлять эту святыню между старыми вещами без каждения и освящения. Правда, живопись уже потемнела от времени и местами слезла, но ее можно поновитъ, а кстати, у меня есть и художник, который этим может заняться».
Таким предложением доброго священника я была несколько утешена и начала хлопотать у духовного начальства о дозволении взять святой Крест из Введенской церкви в Лодзинскую. Разрешение последовало, и святой Крест-икона, которой я еще не видала, был отдан священником живописцу для обновления живописи.
Когда Крест был исправлен и явился во всем блеске своей красоты, тогда отец Николай пригласил меня с мужем посмотреть его в церкви, куда он был поставлен художником. Но прежде чем я увидела его, художник, который туг же находился, сказал мне, не зная никаких моих прежних намерений: «А ведь знаете ли, этот Крест - снимок с Чудотворного Креста, находящегося в Дмитровском соборе». Можно представить себе наше сначала удивление, а потом умиление пред Господом, когда мы это услышали? Смотрим: действительно, это самый верный, точный снимок с известного мне с детства Креста Господня, что и подтвердилось окончательно получением нами через того же отца Николая печатным изображением Чудотворного Креста в г. Дмитрове с историческим описанием его происхождения и чудесных от него знамений. Случайно ли это? Не явная ли тут милость Божия ко мне,
грешной? Святой Крест был украшен от меня серебряной ризой и перевезен в г. Лодзь, в котором находится ныне уже в устроенной и освященной церкви. Прежде, пока храм еще не был достроен, он находился в помещении полковой церкви и привлекал толпы молящихся воинов и других лодзинских православных. Ныне эта святыня красуется в святом храме, для которого она и предна-
значена, и служит предметом усердных поклонений со стороны всего православного Лодзинского прихода и военных людей. Да помилует и спасет Господь силою Своего Креста православное воинство и всех православных христиан, несущих свой крест чуждой стороне! Да будет он всегдашним напоминанием о бесконечной любви к нам нашего Спасителя, заповедовавшего и любить друг друга, и да послужит единению всех братий о Христе!
А. К-а 1886 года апреля 3-го дня».
Прославим же Господа, дивного в чудесах Своих, и припадем с верою
любовию к подножию Животворящего Креста Господня, да избавит нас благодатною силою Своею от всех бед, искушений, скорбей и напастей.
Поделиться: |