Преображение

«Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа,

не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.

Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас:

Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

И этот глас, принесшийся снебес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе»

 (2Пет.1:16–18).

Значение события, празднуемого сегодня святой Церковью, трудно переоценить. Осознать произошедшее на горе Фавор люди пытаются со времен апостолов до наших дней. Многие святые отцы размышляли о духовных причинах и целях чуда Преображения.

Святые отцы видели смысл Преображения Господня и в исполнении евангельского обещания, данного всем христианам (тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф.13:43), и в ответе на исповедание Петра (Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго (Мф.16:13–16). По мнению св. Иоанна Дамаскина, Преображение явилось со стороны Христа как бы неким подтверждением делом истинности веры апостола.

По мысли святителя Филарета, митрополита Московского, именно Преображение Христа на Фаворе и стало для апостолов навсегда – до самого конца их жизни – одним из важнейших оснований их твердой веры в Божественное достоинство Господа.

Многие другие святые отцы считают, что Преображение произошло в преддверии близящегося Распятия Господа – ради укрепления веры учеников. Об этом говорит, например, преподобный Иоанн Дамаскин: «Было совершенно необходимо, чтобы те, которые впоследствии явятся зрителями страданий, стали свидетелями славы» Спасителя.

По мысли святителя Прокла Константинопольского, Господь преобразился также и ради того, чтобы предпоказать грядущее преображение человеческой природы всех духовно единых с Ним верующих в Небесном Иерусалиме – в жизни Будущего века.

Преподобный Иоанн Дамаскин подчеркивает, что высокая гора Преображения была символом той высоты добродетелей, на которую призван восходить всякий христианин. А Святитель Григорий Палама утверждает,  что возведение Христом апостолов на гору является символом возведения верующих Самим Богом на духовную высоту Богообщения.

Неожиданное понимание одной из причин Преображения предлагает в своей гомилии преподобный Григорий Синаит. Он подмечает, что у Преображения, помимо апостолов, были еще и другие свидетели – неразумное тварное мироздание: горы, небеса, земля. Тем самым Фаворская Божественная слава Христа, по замыслу Творца, открылась здесь не только ученикам, но и всему Его творению.

Все эти причины и смыслы – малая толика, которую дано постичь человеческому уму. А мы обратимся к Господу своим сердцем, очистим его покаянием, чтобы тьма от грехов наших не закрыла от нас фаворского сияния!

С праздником, дорогие братья и сестры!

 



Поделиться: